СУЩНОСТЬ И
ЗАДАЧИ ЛОГИСТИКИ НА ТРАНСПОРТЕ
Караходжаев З.А.
ТАДИ
Транспорт
–
относится к сфере материальных услуг. Затраты на выполнение транспортных
операций составляют до 50% от суммы общих затрат на логистику. Уровень развития
транспорта как важнейшей составляющей производительных сил общества определяет
развитие потенциала национального рынка. Вместе с тем рост масштабов рынка
предъявляет высокие требования к транспорту, скорости и надежности доставки
грузов, сохранности их потребительских и физических свойств.
По отношению к логистической системе
транспорт подразделяется на внешний (транспорт общего пользования) и внутренний
(внутрипроизводственный).
Транспортная
логистика
– вид логистики, управляющий комплексом операций, обеспечивающих физическое
перемещение товарно-материальных ценностей между участниками цепи поставок с
минимальными затратами.
Предметом
транспортной логистики являются задачи, связанные с организацией
перемещения грузов транспортом общего назначения.
Задачи
транспортной логистики:
1.
определение
вида транспортировки грузов;
2.
выбор
вида транспорта и типа транспортных средств;
3.
совместное
планирование транспортного процесса со складским и производственным;
4.
совместное
планирование транспортировки грузов с участием различных видов транспорта;
5.
обеспечение
технологического единства транспортно-складского процесса;
6.
определение
рациональных маршрутов доставки.
Функционирование
экономики в рыночных условиях выдвигает перед автомобильным транспортом ряд
проблем по адаптации к рыночной экономике. Предприятия автомобильного
транспорта должны пересмотреть весь характер своей коммерческой и
производственной деятельности, направив ее на анализ, изучение и удовлетворение
потребностей потребителей услуг.
Характерными чертами функционирования автотранспорта в условиях рыночной
экономики являются такие объективные обстоятельства, как новые экономические
условия работы автомобильного транспорта и потребителей его услуг, формирование
рынка услуг транспорта, усиление конкуренции между предприятиями транспорта и различными
видами транспорта.
Без
учета требований рынка не может нормально развиваться ни одно предприятие.
Конечной целью любого предприятия транспорта, функционирующего в условиях
рынка, является получение прибыли на основе производства услуги, необходимого
потребителю.
Работникам
предприятий автомобильного транспорта
необходимо четко представлять себе роль и место автомобильного
транспорта в рыночной экономике. Те предприятия транспорта, которые быстрее
других приспособятся к рынку, займут лидирующие позиции и будут иметь прочное
экономическое положение.
Для
существования полнокровного рынка недостаточно наличия на нем транспортных
предприятий и потребителей их услуг, необходима также широкая сеть
транспортно-экспедиционных, лизинговых, информационно-посреднических и других
предприятий.
Для
стран с развитой рыночной экономикой характерна специализация деятельности
предприятий транспорта, которая позволяет каждому отдельному участнику процесса
доставки добиваться высокого уровня качества обслуживания при меньших затратах в том сегменте рынка
услуг транспорта, то есть в предписанном им на основании полученного разрешения
(лицензии) виде деятельности. Предприятия транспорта делятся на следующие
группы: транспортные, экспедиционные, информационно-посреднические,
стивидорские, лизинговые, по ремонту подвижного состава и оборудования и т.п.
Помимо
специализации по виду деятельности, существует также специализация по виду перевозимых
грузов, по характеру маршрутов и т.п.
Экспедиционные
предприятия наряду с обслуживанием потребителей оказывают услуги транспортным
предприятиям, предлагая и выполняя оптимальные варианты доставки груза, в
частности, в смешанном сообщении.
Информационно-посреднические
предприятия осуществляют функцию поиска груза для тех или иных перевозчиков или
поиска перевозчика для определенных грузоотправителей. В отличие от
перевозчиков или экспедиционных предприятий, посредники не несут
ответственности за организацию и выполнение доставки.
Ключевая роль транспортировки
в логистике объясняется не только большим удельным весом транспортных
расходов в общем составе логистичесих
издержек, но и тем, что без транспортировки невозможно само осуществление
материального потока.
Современное
понятие транспортировки грузов в нашей стране существенно изменилось с
развитием рыночных отношений от отрасли, приравненной к промышленным отраслям
экономики, до сферы услуг – транспортно-логистического сервиса. При этом
современную практику транспортировки с позиции логистического сервиса можно
кратко сформулировать следующим образом: "нужный
товар требуемого качества и количества в заданное время и с оптимальными
затратами”. Поэтому потребители транспортных услуг выбирают такие виды
транспорта и способы транспортировки, которые обеспечивали бы наилучшее
качество логистического сервиса.
Характерными
для функционирования предприятий транспорта в условиях рыночной экономики
являются такие объективные обстоятельства, как формирование рынка транспортных
услуг, усиление конкуренции между предприятиями и различными видами транспорта,
ужесточение требований к тарифам и качеству транспортных услуг со стороны
потребителей.
Поскольку
логистика как наука занимается прежде всего управлением всеми потоковыми
процессами (материальными, информационными и финансовыми), а перемещение и,
следовательно, управление материальным потоком невозможно без его перевозки,
транспортное обеспечение логистических процессов или транспортная логистика
выступает в роли необходимой составляющей всей теории и практики логистики
коммерции.
Транспорт - это отрасль материального
производства, осуществляющая перевозки людей и грузов. В структуре общественного
производства, транспорт относится к сфере производства материальных услуг.
В.В.
Щербаков "Основы логистики”. Питер – 2009.
В.В.
Дыбская, В.И. Сергеев "Логистика”. Москва – 2009. |